Вот уже несколько недель над Сибирью висит плотное облако смога. Причины этого – лесные пожары, которые превратились в настоящую катастрофу. Сейчас в нескольких регионах людям приходится покидать свои дома или терпеть удушливый дым. В больницу попадает все больше пациентов с проблемами дыхания, особенно страдают люди, склонные к астме и аллергии. Дым добрался даже до Урала, где пожары отсутствуют. Такова ситуация на данный момент.
С чего все началось?
По сообщению «Авиалесоохраны», к критической ситуации привели аномальная жара в начале лета вкупе с отсутствием осадков. Так, в Эвенкийском районе Красноярского края выпало всего 5% осадков от нормы.
Распространению огня также поспособствовала ветреная погода. Ветер привел к тому, что небольшие очаги возгорания очень быстро разошлись по большой территории.
Руководитель противопожарной программы «Гринпис России» Григорий Куксин считает, что основной причиной пожаров стало отсутствие тушения пожаров, которые можно было подавить в зародыше. Из-за отсутствия должного финансирования возгорания, не представляющие угрозы экономическим объектам и расположенные вдалеке от населенных пунктов, обычно не тушатся.
Еще одна версия возникновения пожаров – намеренный поджог. Около сгоревших деревьев была обнаружена уложенная древесина. Это наводит на мысль, что таким образом «черные лесорубы» пытались скрыть незаконные вырубки.
Почему пожары не тушили?
Как уже говорилось выше, финансирование пожара – сложная проблема. Именно поэтому сегодня немалая часть Сибири охвачена пожарами, которые никто не пытается устранить. Сильный резонанс вызвало утверждение властей, что тушить пожары «экономически невыгодно».
В качестве примера советник главы Рослесхоза Александр Агафонов привел следующую ситуацию: самолет-танкер, который можно использовать для тушения лесов, базируется в 500 километрах от места пожара. Ему необходимо преодолеть это пространство и сбросить воду (количество которой для пожара данного масштаба невелико) и вернуться за новой порцией воды. Такое использование авиации разорительно.
Глава правительства Красноярского края Юрий Лапшин пояснил, что финансирование на охрану леса выдается без учета так называемых зон контроля. А между тем именно они оказались под огнем. В итоге регион должен либо изыскивать средства на их тушение, либо игнорировать возгорания.
Это не значит, что ситуация пущена на самотек. Авиация МЧС уже начала работать на месте и совершила первый рейсы на кромку сложного возгорания. Удастся ли им остановить пожар, покажет время.
Какова ситуация сейчас?
На сегодняшний день площадь пожаров превышает 2 млн гектаров. Западная Сибирь скрылась под дымным шлейфом. Он раскинулся на тысячи километров. От Красноярского края дым дотянулся до Новосибирска.
Соцсети переполнены снимками, показывающими «туманные» пейзажи городов и сел. Самочувствие людей, попавших под дым, ухудшилось. Участились жалобы на головную боль, рвоту, ухудшение общего самочувствия, мигрени.
В Иркутской области, Красноярском крае, Бурятии и Якутии введен режим ЧС. В ряде городов действует режим «черного неба», при котором производства обязаны сократить выброс вредных веществ в воздух.
Что дальше?
Тревогу вызывает у экологов участь затронутых огнем территорий. В Сибири обитают немало животных, занесенных в Красную книгу. Часть из них погибнет, часть сменит ареал обитания и вряд ли вернется на поврежденную землю. Трава и первые кустарники на обожженной земле начнет расти только через два года. Для появления деревьев потребуется от 6 до 15 лет. Полное восстановление леса займет десятилетия.